ВЫЧЕГОДСКО-ВЫМСКАЯ (МИСАИЛО-ЕВТИХИЕВСКАЯ) ЛЕТОПИСЬ. Часть 3

Савельева и Королёв обложка

Предыдущая Часть летописи (часть 2) из книги Письменные известия о народе коми.

 

1588 г. Лета 7096 князь великий Феодор Иванович повеле возити на Лозву городок хлебныи запасы от поморских городов на жалование сибирским ратным людем. А с Вымсково уезду муки и крупы и толокна четыреста четверти ла 6 судоделавцов. Преставися владыко Антоний, а по нем бысть владыка Иона.

1590 г. Лета 7098 отписал князь великий Феодор Иванович Вычегоцкие Соли от земли Устюжские и повеле ведатися тому Усолью присуды порознь, а Луские Пермцы и Вилегоцкое Пермцы к Усолью-ж отписал. Того же лета повеле князь великий Феодор усольцом и вилежаном и лузаном и сысольцом и ужговцом и вычегжаном и вымичем и удореном и владычны сошки крестьяном отпущать по болшой сибирской дороге подводы под государевы казну, под бояры и под всякие служилые люди. А отпущать подводы и ямские денги по загонным книгам межволостно, считаясь повытно и посошно.

1593 г. Лета 7101 повеле князь великий Феодор послати пермяки вычегжаны и вымичи на Пелынь и на Березов городки строити. Того же лета велено отпустить от Вымскова уезду в Сибирь 60 ратных в казаки и дать им от земских людей подможных по 20 рублей на человека.

1594 г. Лета 7102 повеле князь великий Феодор взяти от вымичей и вычегжаны 10 человек лутчих людей с жоны и с детьми в Сибирь на Березов город и тамо жити, а подможные им от земских людей по 60 рублев на человека ежелет.

1597 г. Лета 7105 повеле князь великий Феодор поставити заставы крепкие Обдорском и Киртаском и на Пустоозере и на Чердыне и на Турее, брать на государя от всякой мяхкой рухледи таможных от девяти десятое лутчее. А штоб не быор государевой казне порухи, поставить на заставах верных голов, и торговыи людем те заставы не объезжати ни почем.

1601 г. Лета 7109 пославшу государь Борис Феодорович князя Мирона Шеховского с русаками, устюжаны, вымичи на Мангазею остроги строити и города крепити, а самоядь мангазейская заратися на Мирона и посекли Мирона и ево люди вси.

1602 г. Лета 7110 много людей государевых померло потому в Русии голод великий был два лета. Пермяки многие в голод тот разбрелись вятским и сибирским городом, а инии померли с неядения.

1604 г. Лета 7112 преставися владыко Иона вологоцкий и пермский, а по нем поставлен владыко Иоасаф.

1605 г. Лета 7113 преставися государь Борис Федорович и на царство московские венчан вор самозванный Гришка Отрепиев, именем Дмитрий Иванович. Дите царя Бориса Феодоровича с матерью убиен бысть от того вора. Боляре провозгласи того вора Гришку царем, крест ему целовали служити и радети, а тот вор приведе на Русь царицу из Литва и литовских людей и веры святей Христовы поруганы бысть и папские унции предана бысть. Не похотели люди посрамления церкви святеи, возненавидев того мнимого царя.

1606 г. Лета 7114 убиен бысть мнимый царь Дмитрей самозванный, на царство московские венчан Василей Иванович Шуйский. Не люб бысть тот Василей посадским и волостным людем, и потому пошла распря на Русии. Того же лета повеле государь князь великий Василей Иванович в уезду Еранскова городка быти воеводе, дотоль на Еренском воеводы не были, а нанове воевода заступил Василей Якович Унковский. Того же лета по государеву велению учали на Выме Еренском таможные головы и целовалники сбирати таможные пошлины вновь. А те пошлины блаженные памяти при Феодоре Ивановиче да при Борисе Феодоровиче с вымичаны, вычегжаны, сысолечи не собирали, опрочь сибирских застав городовых. Того же лета государь Василей Иванович повеле собрати с уезду Еренсково и с Перми Великие ратные люди по сорока осьми с обоих и идти им к Москве. Вычегжаны, и вымичаны, и сысолены, и удорены ратные пошли, а Великие Перми ратные люди, позабыв крестное целованье на Василье, задалися за вора, ратного голову побили и вспять на Чердыню.

1607 г. Лета 7115 объявился другоя вор самозванный Дмитрей, а боляре изменники да литовские люди норовили тому вору, крест целовати, служити ему. Того же лета преставися владыко вологоцкой и пермской Иоасаф, а по нем поставлен в епискупы владыко Сильвестр.

1608 г. Лета 7116 повеле государь Василей собрати с уезду Еренсково и с Великие Перми людей ратных семидесяти и итти им к Москве, а опосля повеле им в сибирские места на югорцев и вогуличей, по тому Анна Игичея с детьми измену норовила супротив русаков и пермяков. Того же лета на Вымь Еренскую прислан воеводою Василей Якович Ларионов. Того же лета посланы ратные люди с вычегжан, вымич и сысоличь 60 на Соли Галичские на русских воров и литовских людей. Того же лета дозорили уезду Еренскова сошки Василей Ларионов да подъячей Ондрей Горохов, а Ленскую поместную сошку от Анны Игичея отписали на черные земли.

1609 г. Лета 7117 повелением государя Василея Ивановича с уезду Еренскова посланы люди ратныы в Костромской уезд 66 человек, а с ними ратной голова Ивашко Григорьев вымитин. Того же лета шли люди ратные каргопольцы, устюжаны, вычегжаны, вымичи, сысоличи под Еранск и другие городы Вятские от русских воров и литовских людей обороняти, а Великие Перми воевода своим нерадением и лукавством не присылывал своих ратных вятские города обороняти.

1610 г. Лета 7118 с уезду Еренскова велено взяти 60 ратных людей к Вологде в полки князя Скопина-Шуйсково. Того же лета бояре свели с государева престола князя великово Василея, а на место того Василья в государи Владислав литовские земли царевич поставлен бысть. Многия посады и уезды земли русские тому Владиславу креста не целовали и пошла с тово смута великая.

1611 г. Лета 7119 повелением князя Дмитрея Пожарского да Прокопья Ляпунова присланы с вычегоцкие пермские мест на Ярослвль ратные люди 50 человек, а с Великие Перми пятьдесят-ж.

1612 г. Лета 7120 вогуличи пелынские и лозвинские и вишерские помышляли измену супротив русские земли, пермские места пограбити. И шедшу на Пелынь люди ратные вычегжаны, чердынцы с воеводою верхотурским, вогульских зачинных смутьянов переимали и перевешали. Того же лета пришла весть от Москвы от князя Дмитрия Пожарсково да Дмитрия Трубецкова: литовских людей пана Коткевича побили под Москвой, посекли без щисла, а Коткевич тот с великим посрамлением и страхованием к Литве утекл.

1613 г. Лета 7121 венчан бысть на царство всея земли русские Михайло Федорович из роду боляр Романовых. Тово же лета зиму сидели в осаде страхованием великим от слухов, а слухи те русские воры и литовские люди зло имут на городы поморскии. На крещеньеве неделе приступил к Вычегодские Соли с воровскими людьми литовский ватаман Якуп Яцкий с три тыщи человек. Посацкие с Усолья с жоны и с детьми сокрылись в лесу и посад обороняти остался чорный поп Левонтей да с ними 198 посацких. Левонтей с товарищи ратоборствовал отчаянно, многие супостаты порубил. Воры литовецкие посад весь пожгли, храмы святей пограбили и людей посекли до единова. Строганов со своими люди седел в острожке своем, а посацким супротив воров помоги не дал. Воевода Еренскова городка прислал усольцев пособляти шестьдесят ратных, а те дошедшу до речки Белоя за двацеть верст до Вычегодские Соли, узрев от посада дым до небес, вшедшу спять. Тово же лета на епискупию вологоцкую и пермскую заступил владыко Протасей.

1614 г. Лета 7122 на Вымь на Еренский городок воеводою поставлен Сиверга Иванович Палицын. Тово же лета государь князь великий Михайло Федорович всея Русии повеле от московской окраины осадним ратным людем с городов и уездов и с государевых и дворцовых сел и чорных волостей и со владычных и церковных со всех без выбора брати хлебные запасы. А тое стрелецким людем хлебной оклад по сто четей с сохи, а денгами по 250 рублев с сохи-ж. Вычегжаны, и вымичи, и сысолечи, и удорены тот оклад не взяли, задалися сильны, и воеводу Сивергу не послушалися, рвали приказным бороду, приставов и сборщиков побили, облаяли: пошто де с нашево уезду Вымскова с малые сошки по сто четей, а иныи уезды разметываются с большие сохи по сто-ж. По тому в тое лето стрелецкие кормы не сбирали ничево, а на лето на другая стрелецкие верстали с большие сохи московские. А мировые воеводе Сиверге несли за бороду трицеть рублей, а подъячему двацеть. Тово же лета от Миколы вешнево до Миколы зимнево сидели страхованием и бережением от литовских людей и русских воров. Ватамана Лисовского люди в тое лето пограбиша Колмогоры, и Вельск, и к Устюгу приступиша, но устюжана отбилися.

1615 г. Лета 7123 повеле государь князь великий Михайло Федорович всея Русии с Еренскова посаду и со всево уезду пермские месты збирати на ратных людей помоги кто может от живота своево и с гостей и с торговых и с черных со всяких людей промыслу: на 100 рублев взять пятую денгу, а с 10 рублев по рублю, а с дворцовых и чорных волостей и со владычных и с монастырских с сохи по 120 рублев. А те пятинные и десятинные запросные денги сбирать почали ежелет. Тово лета на воеводство на Вымь Еренскую заступил Микифор Засецкий, а замену ему прислан Олексей Федорович Поленов.

1616 г. Лета 7124 в воеводстве на Выми Еренском седел Петр Ондреевич Хилков.

1617 г. Лета 7125 на вологоцкую и пермскую епархия поставлен владыко Макарий.

1618 г. Лета 7126 заратися на землю русскую царевич Владислав с литовскими людми и русские воры, а воевода царевича Лисовский шол поморские посады и уезды грабити, к Вологде приступал, и Каргополь и Колмогоры пограбил. Вычегжаны и вымичи и сысолены уездные люди тово лета бысть бережением от воровских людей, божиею милостию Вычегоцкие месты убереглися от супостатов.

1619 г. Лета 7127 на воеводство Выми Еренские прислан Яков Офонасиевич Демянов. Тово же лета государь великий князь всея Русии Михайло Федорович прислал вычегжаном, вымичем, сысоличем и удореном грамоту: на Обь Великую и на Мангазею морем не ходити и не посылати, а ходити торговым людем по дорогам и заставам заповедным.

Счинил сее летоповествование устьвымские архангельские пустыни строитель чорный поп Мисаил, а помре Мисаил по нем писал устьвымский, благовещенский поп Евтихей до лета сто двадцать седмова, и владыко Макарий вологоцкий великопермский писати не велел малым попам и причтовым людем ни по что. Аминь.

(По кн. Документы по истории Коми Сыктывкар, 1958, с. 257–264).

 

Комментарий:

Вычегодско-Вымская летопись представляет исключительный научный интерес. По мнению П. Г. Доронина и Б. Н. Флоря, она скомпилирована из разных источников, на что указывает язык летописи. Как указывает П. Г. Доронин, многие события без авторской переработки летописца механически переписаны из каких-то других источников. Б. Н. Флоря выделяет составные источники, использованные в летописи: Устюжский летописный свод, Вологодско-Пермская летопись, Никоновский летописный свод середины XVI в., «Жития» пермских епископов, актовые материалы. В то же время Б. Н. Флоря отмечает, что в тексте имеются записи, являющиеся фрагментами неизвестной летописи, явившейся одним из главных источников данного летописного свода.

Летопись, по мнению П. Г. Доронина, начата между 1586–1588 годами черным (монастырским) попом Мисаилом, в период епископства Антония Вологодского. Первоначально летопись велась при усть-вымской Архангельской церкви. После смерти Мисаила летопись продолжил священник Благовещенской церкви Евтихий, поэтому П. Г. Доронин дает в скобках второе название летописи – Мисаило-Евтихиевская. События в летописи доведены до 1619 года – далее последовал запрет вести летописи церковнослужителям низшего звания. Расшифровка дат событий в летописи произведена П. Г. Дорониным.

К уникальным записям, содержащимся в летописи, относятся сообщения о вымских князьях. 1451 годом датируется запись о направлении великим князем Василием Васильевичем на Пермскую землю наместника от рода верейских князей Ермолая и его сына Василия, а старшего сына Михаила – на Великую Пермь. Представляют интерес и другие записи о вымских князьях. Летопись под 1480 годом сообщает и о неудачной попытке построить Василием Вымским городок на Выми («на Туреи»), и об убийстве вымичами князя Василия. Любопытно, что этот факт сохранился в памяти народной в виде легенды, которая была зафиксирована на Выми в 60-е годы ХХ в. Э. А. Савельевой. Напротив д. Кони, чуть ниже по течению, в Вымь впадает ручей, который носит название «Вась\с вий\м шор», что в переводе с коми означает – «Ручей, где был убит Василий». По легенде, именно в этом месте был убит князь Василий Вымский. Под 1485 годом упоминаются сыновья князя Василия – Петр и Федор, участвовавшие в заключении мира с «князи Кодские Молдан с детьми». В 1499 году, сообщает летопись, князья вымские Петр и Федор, «с вычегжаны, вымичи, сысолечи 700 человек» участвовали в зимнем походе воевод Петра Ушатого, Семена Курбского и Василия Бражника в Югорскую землю и на вогуличей, в котором погиб князь Петр Вымский. Последняя запись, касающаяся вымских князей, относится к 1502 году. Согласно ей, последний Вымский князь Федор был переведен «правити на Пусте-озере волостью Печорою, а на Выме не быти ему, потому место Вымское не порубежное».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *