Фрагмент из книги Философия Питирима Сорокина

обложка Сорокин

Программа альтруизации общества.

Благотворное воздействие любви.

Касаясь современности, Сорокин говорит, что человечество встало перед серьезнейшим выбором, ибо «таинственные силы» истории предъявили ему ультиматум: «погибни от своих собственных рук или поднимись на более высокий моральный уровень посредством благодати творческой любви»428?. без увеличения производства, накопления и распространения энергии неэгоистической любви никакие другие средства не смогут ни предотвратить будущие самоубийственные войны, ни обустроить гармоничным образом человеческий универсум.

Сорокин рисует в своих книгах масштабную картину действия альтруистической любви на биологическом, социальном и индивидуальном уровнях.

Самое элементарное проявление биологической силы любви (это проявление ее онтологической сущности) происходит еще на уровне «жизненной энергии», которая «таинственным образом объединяет различные неорганические энергии в поразительное единство живого одноклеточного или многоклеточного организма»429?. Это именно то, что Сорокин называет «эмпедокловой» энергией любви. Она свойственна всей жизни субъекта, начиная с взаимодействия родительских клеток. Но есть и более сложные формы ее проявления – это родительская забота о потомстве, различная кооперация и взаимная помощь, «стадный и социальный инстинкт», «сочувствие», «симпатия» и т. д.

Любовь воздействует на социальную и культурную жизнь человечества. Сорокин утверждает, что любовь, во-первых, действует как движущая сила творческого прогресса, направляя человека к вечной, более полной истине, более прекрасным формам социальной жизни и социальных институтов. Она же благотворно действует и на уровне обычных межиндивидуальных отношений. Наблюдения показывают, что дружелюбные слова и поступки довольно часто более эффективны в прекращении агрессии и превращении антагонистических взаимоотношений в дружеские, чем угрозы, встречная агрессия, ненависть, наказания и другие враждебные действия и противодействия. В подтверждение Сорокин приводит результаты эксперимента, проведенного его Центром по изучению альтруистической любви. Было взято несколько пар студентов с неприязненными отношениями, и при помощи метода «добрых дел» характер их отношений изменился на дружеские.

Во-вторых, социальная перестройка, вдохновляемая любовью, чрезвычайно плодотворна. Все революции, начиная с древнейшей египетской (свидетельства о которой относятся к 3000 году до нашей эры) и кончая новейшими, свидетельствуют о «тщетности движимого ненавистью массового насилия в деле реализации идеи благополучия человечества»430?. С другой стороны, негативные данные о войнах и революциях подтверждаются свидетельствами о плодотворности мирной и воодушевляемой любовью постепенной социальной перестройки.

Третий фактор благотворного воздействия любви на социум в том, что она ограничивает социальные катастрофы. Все великие религии, указывает Сорокин, в начальный период своей истории были моральными учениями, способствовавшими нравственному возрождению деморализованного общества. И лишь позднее они отягощались грузом теологических догматов и ритуалов.

В-четвертых, любовь увеличивает продолжительность жизни общества. Социальные организмы, основанные главным образом на ненависти, завоевании, принуждении, подобно империям Александра Великого, Цезаря, Чингиз-хана, Тамерлана, Наполеона, Гитлера, имели, как правило, очень короткую жизнь – несколько лет, десятилетий, редко несколько столетий. Недолго существуют различные коммерческие предприятия, как крупные, так и мелкие, даже государства редко переживают одно-два столетия. Главными «долгожителями» являются великие этико-религиозные организмы (христианство, даосизм, конфуцианство, буддизм, индуизм и т. д.), просуществовавшие уже более тысячелетия, а некоторые и более двух.

Помимо этого, любовь имеет глубоко благотворное влияние на каждого индивида в отдельности. Она, можно сказать, «выгодна» для него. Например, любовь продлевает жизнь человека. К этому выводу Сорокина подтолкнуло изучение им жизни христианских святых. Его центр собрал данные по нескольким тысячам католических и православных святых. Несмотря на то, что значительная часть их погибла безвременной мученической смертью, а условия их жизни (в основном в средневековье) были значительно хуже современных, тем не менее, средняя продолжительность жизни у них оказалась выше, чем у американцев 20-х годов ХХ столетия.

Сорокин указывает и на исцеляющую силу любви. Он приводит свидетельства медиков, что эмоции любви, симпатии и дружбы оказывают живительный и целительный эффект на организм при тех или иных нарушениях его деятельности. Любовь действует как «витамин для здорового роста детей» и т. д.

Сорокин предлагает свою программу мер по использованию могучих сил любви для альтруизации и даже (с учетом драматизма переходного периода) спасения общества. В целом ее можно разделить на два аспекта: социальный и личностный, то есть, с одной стороны, это программа преобразования социальных отношений, с другой – внутреннее преобразование самой личности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *