Осенью прошлого года в Республике Коми указом Главы был создан Совет по СМИ. Сам по себе факт этот ничем не выдающийся – мало ли разного рода Советов насоздавали при разных структурах за последние годы, да и подобные советы вопросам функционирования СМИ уже действуют в некоторых регионах России. Особенностью же стало то, что в Коми Республике подобный Совет был создан по инициативе республиканской Общественной Палаты. Это была инициатива членов Палаты, среди которых оказались и журналисты. Эта идея возникла не с подачи «сверху», как дань декоративному тренду на «учет интересов общественности», а как насущная необходимость профессионалов пера и камеры доводить до власть имущих свои озабоченности. Именно поэтому название структуры получило приставку «при первом заместителе Главы РК»; ведь журналисты – люди прагматичные и хорошо понимают, что кидаться лозунгами на площадях, писать открытые письма и т.п. – это одно, а реально решать проблемы – нечто иное. Без «доступа к телу», без консультаций и диалога по злободневным вопросам взаимоотношений власти и СМИ чаще всего не обойтись. Впрочем, и для решения внутренних проблем журналистского цеха без Совета обойтись трудно. Например, проблем журналистской этики. Где как, а в Коми журналистское сообщество очень разобщено. Традиционно журналисты лишены собственного профсоюза, а Союз журналистов объединяет, к сожалению, лишь небольшую часть журналистского сообщества.
Итак, Совет. Вопрос о его создании был поднят в начале весны 2011-го и к осени получил согласие Главы республики В.М. Гайзера поддержать эту инициативу палаты. В промежутке были обсуждения, в том числе на форуме «Стратегия-2020» – говорили о необходимости создания подобного органа, о сфере его компетенции, о том, кто должен в него войти… Например, будут ли туда входить представители республиканского Агентства по СМИ? Это орган власти, который должен решать проблемы медийного сообщества. Однако пока что результатом его работы стали разработанные в 2010-м так называемые «нормативы», подготовленные под началом бывшего зама руководителя Агентства и ставящие отрасль за грань выживания. А программа материально-технического развития СМИ, представленная Агентством, была благополучно провалена на Правительстве. Главным же нареканием со стороны журналистского сообщества стало то, что чиновники игнорировали мнения профессионалов. Проект Программы никто, кроме чиновников, в глаза не видел, при том, что сами СМИ по запросам весь год направляли в Агентство кипы разного рода отчетов и таблиц… В конечном итоге было решено, что в Совет для удобства работы войдёт руководитель Агентства, а также Управления информации Администрации Главы РК.
Нужно отметить, что мимоходом процитированная в послании Президента Федеральному собранию 30 ноября 2010 года строка из Самуила Маршака о том, что «органы власти не должны быть владельцами заводов, газет, пароходов», оказала самое негативное воздействие на ситуацию в медийной сфере. И что же дальше делать учредителям – органам власти: развивать свои СМИ или готовить их «санацию»? И хотя с «пароходами» ситуация на федеральном уровне двигалась в обратном направлении (было завершено создание Объединенной судостроительной корпорации со 100-процентным государственным капиталом), в сфере масс-медиа резко активизировались владельцы частных изданий – как правило рекламно-информационных и часто бесплатных. Пользуясь случаем, они начали выжимать из ситуации всё. И разве можно придумать что-то лучшее для того, чтобы очистить информационный рынок от конкурентов – СМИ с государственным участием, чем ссылку на директиву самого Президента! Хотя ясно, что далеко не форма собственности определяет зависимость или независимость СМИ от директив властей. Главное – это позиция руководителя, причем не только региона или муниципалитета, но и главного редактора СМИ. Восхвалять же заслуги власти, а еще чаще по заказу властей «мочить» неугодных, так называемые независимые издания умеют и делают с куда большим задором, причем часто именно за государственные деньги, вот только проплаченные им неофициально.
От того, учреждена газета, телеканал органами власти или нет, зависит, может ли она в соответствии с финансовым законодательством получать госзаказ на опубликование социально-значимых материалов. Именно через размещение заказа на такие публикации (посвященные борьбе с наркоманией и пьянством, поддержке многодетных семей и стариков, воспитанию молодежи и пр.), которые неохотно публикуют коммерческие СМИ, осуществляется поддержка печатных и электронных изданий в Коми уже несколько лет. Лишить все районные, особенно сельские, газеты государственного учредительства – значит поставить на них крест. Как ни крути, но в условиях Севера, малонаселенности и транспортных проблем, «районке» не выйти на самоокупаемость – а какой же частник согласится приватизировать заведомо убыточное предприятие? И пусть публикации в «районках» не всегда отличаются вычурным журналистским мастерством, но именно районная пресса остается в глубинке самым востребованным средством информации. Отобрать ее у людей – это значит нанести еще один удар по селу, по единому информационному полю страны.
Но вернемся к созданному в Коми Совету по СМИ. Вошли в него руководители как печатных, так и электронных изданий, частных и с государственным участием; причём не только республиканские СМИ, но и «районщики». Базу для работы Совета предоставила родительская структура – Общественная Палата республики. А база – ведь это не только столы-стулья, но и организационная помощь Дирекции палаты. Что немаловажно, поскольку вся работа в Совете ведется исключительно на общественных началах. А Комиссия Палаты по межнациональным отношениям, свободе слова и свободе совести взяла на себя функции подготовки материалов к заседаниям Совета, формирования повестки обсуждения.
27 января 2012 года на «круглый стол» в Палате пригласили руководителей СМИ. Первым вопросом было награждение победителей конкурса «Строим гражданское общество», организованного ОП в 2011 году. Как оказалось, строить гражданское общество журналисты не очень-то готовы. На конкурс пришло до обидного мало публикаций, и это при том, что награда победителю – 30 тысяч рублей, за второе место – 20 тысяч. Это не такие уж маленькие суммы для провинции. Кстати, учредить призовой фонд решились члены палаты – предприниматели П.В. Поташов и Г.А. Лапшина из собственных средств.
«СМИ находятся в сложном положении, – отметила Председатель палаты Маргарита Колпащикова. – Частое употребление и пропаганда в СМИ без раскрытия содержания таких понятий, как «демократия», «гражданское общество», «плюрализм», «правовое государство» и др. превращаются в пустословие. Именно поэтому Совет ОП РК принял решение провести профессиональный журналистский конкурс». Но оказалось, что освещение строительства гражданского общества, анализ и поддержка этой деятельности в СМИ не менее трудны, чем само строительство.
Из-за малого количества поступивших материалов первое место по итогам 2011 года решили не присуждать – призовой фонд перешел на следующий год. Второе место жюри присудило журналисту Владимиру Григоряну за его очерк о руководителе общественной организации, а также за серию аналитических материалов по развитию гражданского общества. Характерно, что служит журналист не в общественно-политическом издании, а в газете, специализирующейся на вопросах духовного просвещения.
Основная задача «круглого стола» заключалась в том, чтоб решить, что вынести на первое заседание Совета при Первом замглавы РК А.Л. Чернове. Ни для кого из собравшихся не было секретом, что его слово для руководителей республиканских министерств и ведомств, а также руководителей муниципалитетов – закон. Потому первый вопрос медиасообщества был о доступе к официальной информации министерств и ведомств республики. Озабоченность сложившейся ситуацией объединяет все СМИ, как частные, так и государственные: добиться самой нейтральной информации, не говоря уже о той, что может как-то негативно характеризовать деятельность чиновников, практически невозможно. Если ведомства не игнорируют обращения прессы, то требуют официальные запросы и в лучшем случае присылают ответ спустя 10 дней, как это предусматривает закон, в худшем – через несколько месяцев. В качестве самого абсурдного примера бюрократической волокиты был приведен случай, когда Минздрав Коми, получив в октябре, с наступлением первой волны гриппа, запрос от интернет-издания с просьбой пояснить ситуацию, комментарий выдал лишь в феврале, когда эпидемия давно минула. Не меньше проблем у журналистов и в работе с муниципальными чиновниками. Словно подмороженные, они скованы таким страхом за «красивость» ситуации в своем районе, какого и в худшие советские годы не наблюдалось. Никого уже не удивляет, когда «районщики» звонят коллегам в республиканские СМИ с просьбой написать про то или иное безобразие. «Сами мы не можем, – жалуются они вполголоса, – потому что нас тут с потрохами съедят».
Еще один вопрос, который намерены поставить перед республиканскими властями журналисты – кадровый. Дефицит профессионалов – просто бич для всех СМИ. Главные редактора выработали в Общественной Палате предложения по притоку кадров в отрасль. Одно из них – рекомендовать Алексею Чернову (а «рекомендовать» – это единственная форма обращения Совета к руководству) создать на уровне Правительства Коми грантовый фонд, средства из которого направлялись бы в редакции тех СМИ, которые принимают на практику молодых журналистов-студентов. При этом на базе любого республиканского вуза имеет смысл открыть спецкурсы, которые бы вели уважаемые и постоянно практикующие журналисты, а также сами главные редакторы. Это позволит не только передать знания заинтересованной молодежи, но и привлечь в свои редакции талантливых студентов с перспективой последующего трудоустройства. Другая проблема, о которой тоже решили говорить на Совете – это ситуация с сельскими журналистами. Выполняют они на селе ничуть не менее общественно-значимую функцию, нежели учителя и врачи. При этом журналисты (главным образом государственных СМИ) оказались в удручающем материальном положении. Если у тех же школьных преподавателей есть разного рода доплаты и льготы, а молодым врачам сегодня предоставляют ссуды на строительство жилья, то их же собратья – та же сельская интеллигенция, только работающая в газете или на радио – оказалась совершенно забытой – их зарплаты порой в разы ниже и перспективы роста отсутствуют. Все это отпугивает талантливую молодежь от выбора специальности газетчика.
Впрочем, Председатель ОП РК Маргарита Колпащикова посоветовала журналистам «на себя оборотиться», отметив необходимость формирования позитивного имиджа самих представителей журналистского цеха – чтобы граждане, органы власти и в целом общество доверяло СМИ и не боялось делиться информацией. И тут хочешь-не хочешь, а приходится признать, что пресса так и не стала рупором власти, не стала и союзником рядового гражданина, а живет в какой-то самой же ею созданной реальности…
…Итак, профессиональная консолидация медиа-сообщества в Коми сделала первые шаги. Хочется верить, что вместе с Общественной Палатой идти будет легче. А что идти надо именно вместе – очевидно. Ведь делают и представители СМИ, и общественники в общем-то одно дело.