К выставке Леннарта Мери

В Сыктывкаре открылась выставка экс-президента Эстонии Лённарта Мери. Как представили его организаторы – “путешественника, писателя и переводчика”. Это очень трогательно читать. Но все же это не вся правда об этом человеке.

24 октября в Финно-угорском культурном центре России открылась выставка Лённарта Мери, бывшего президента Эстонии. Организаторы представили его публике как “путешественника, писателя и переводчика, киноисследователя финно-угорских народов России”. Это очень трогательно – видеть, как мы сами, заметьте – не они, а мы сами! – переписываем собственную историю в угоду политкорректности и нашему низкопоклонству перед Западом, к которому вдруг с каких-то пор мы стали относить и Эстонию (сказать бы об этом немцу или французу, вот бы он удивился: Эстония это что? разве это в Европе?)

Все-таки для меня, человека, который помнит историю, по крайней мере ту, что разворачивалась на моих собственных глазах, милейший человек Леннарт Мери остается прежде всего эстонским националистом, испытывавший глубокую враждебность по отношению к России и русским. А поскольку проявлять свое русофобство он мог только на территории, в отрыве от СССР которой он активно участвовал и которую впоследствии возглавил, – то он это и делал в Эстонии на протяжении 90-х.

Я позволю себе процитировать Святейшего Патриарха Алексия II, почившего не так давно.

В марте 2004 года, вручая премию новому президенту Эстонии Арнольду Рюйтелю “За выдающуюся деятельность по укрепления единства православных народов”, Патриарх сказал дословно следующее: “В течение десяти лет я не имел возможности посетить свою малую родину, так как правительство Эстонии во главе с господином Мартом Лааром и глава государства Леннарт Мери, которые пришли к власти после восстановления самостоятельности Эстонии, были настроены крайне негативно против России, испытывали патологическую ненависть ко всему русскому, ко всему, что исходит из Москвы”.

Это еще абсолютно дипломатическая констатация того, что произвел в отношениях наших двух государств господин Мери. Нужно понимать, что у в одночасье выброшенных за пределы исторической родины русских людей в Эстонии всегда была и остается, как и в других странах зарубежья, естественная поддержка в виде Православной Церкви. Это не только место для православных, это та структура, вокруг которой сохраняется русская национальная идентичность – так было и с первой, и со второй волнами эмиграции на Запад. Это понимало и руководство Эстонии. И делало все, чтобы подрезать корни большой части населения Эстонии, питающие национальное самосознание русских. То есть это была попытка фактически “ликвидации” русских в Эстонии, превращения их в быдло, родства не помнящее. В чем это выражалось, как власть могла это сделать? Естестенно, в руках у нее были механизмы властного давления и возможности юридически задавить православие в Эстонии, перелицивать его до неузнаваемости так, чтобы русские перестали считать Церковь там своею.

Поступили очень просто: отказались регистрировать Эстонскую Православную Церковь в юрисдикции Московского Патриархата (ЭПЦ МП). То есть на 8 лет парализовали фактически ее деятельность. Любая коммерческая структура, несомненно, в таких условиях загнулась бы, ведь земля и недвижимость в этих условиях “зависли”, но Церковь видывала и не такие гонения. И только после прихода к власти в сентябре 2001 года президента Рюйтеля, являющегося по вероисповеданию православным, ситуация изменилась.

Второй способ борьбы с неугодной частью населения тоже испробован давно: были осуществлены попытки внести раскол как в русскую общину Эстонии, так и в общину церковную. Власти резво зарегистрировали Эстонскую Апостольскую Православную Церковь, а г-н Мери лично направил Патриарху Константинопольскому Варфоломею письмо с просьбой принять её в свою юрисдикцию. Якобы этого желало большинство православных в Эстонии. Это была явная ложь.

Мне могут возразить, что, мол, это касается вопросов отношения Мери к Церкви, возможно, тут сказалась особенность его воззрений именно на Церковь. Но это не так. Я не буду долго останавливаться на известных фактах благожелательного отношения Мери к ССовцам (только потому, что они в особенности совершали злодеятния против русских и евреев). Пример простой: в феврале 2000-го указом Л. Мери 19 эстонских ветеранов 45-го, 46-го, 47-го пехотных и 20-го артиллерийского полков СС были отмечены высшей наградой Эстонии – “Орлиным крестом”. Не знал о злодеяниях этих вояк? Ничего подобного! Еще в 1998 году властями Эстонии был официально принят документ, в котором признается активное участие подразделений эстонских ССовцев в холокосте на территории Эстонии: “Комиссия делает вывод, что эстонский легион и несколько эстонских полицейских батальонов активно участвовали в облавах и расстрелах евреев… выполняли охранные функции… участвовали в отправке в Германию неизвестного числа гражданских лиц из Польши и Белоруски”. Кстати, сама комиссия была создана по инициативе президента, но, по-видимому, он ожидал, что историки докажут всему свету нечто противоположное…

Хочу обратить особое внимание на “вклад” Л.Мери в финно-угорское сотрудничество. Мало кто уже, наверно, помнит шумную кампанию несколько лет назад по “спасению” марийцев в России. На тот момент уже бывший президент Эстонии Леннарт Мери поставил подпись под письмом с призывом к российским властям “немедленно остановить дискриминацию и избиения марийцев в Республике Марий Эл”. Это, конечно же, была явная провокация против России, организованная с прямой подачи американких спецслужб и лично в Словакии благословленная Президентом Бушем.

Госдума России осудила принятие этого документа, но Европарламент подхватил эту инициативу по давлению на Россию, и вскоре положением марийцев озаботилась VII Генеральная Ассамблея Организации непредставленных народов. В принятой на ней резолюции Россию также призвали “прекратить ущемление марийского народа”. Тогда наш Президент предложил “заступникам” марийского народа съездить и посмотреть, как в действительности обстоят дела там. И когда это было осуществлено, эстонский министр образования нашла в себе мужество признать, что, живописуя “страдания” марийцев, в Таллине перегнули палку. Тем не менее репутационный ущерб России как минимум был нанесен большой.

В заключение хочу сказать, что, конечно, были у Росии из числа руководителей новообразованных республик недоброжелатели и “покруче” – например, тот же Ландсбергис или вообще такая одиозная фигура, как кровавый Звиад Гамсахурдия, тоже, между прочим, “писатель”. Наверно, можно по-прежнему впечатляться произведениями того же Мери, созданными в советские годы. Вот только привозить его в Сыктывкар как посла финно-угорского сотрудничества… Избави Бог нас от такого радетеля о финно-уграх!

Общественная палата Республики Коми,  28 октября 2013 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *