ОТ ЗНАКОВ К СИМВОЛАМ

10.06.2019

Мы живём в мире знаков и символов. Хотя и не всегда готовы или способны их увидеть и понять, не все их признают, но это не умаляет их значения.

В субботу, 1 июня, в Сыктывкаре лил дождь. А на 2 июня в городе был намечен митинг против превращения Севера в территорию свалок. Ну кто соберётся под проливным дождём? Но воскресный день выдался на редкость ясным (между прочим, на следующий день снова дождило). Это был знак для меня: идти надо обязательно. Вспомнилось, каким знаковым стало во время прошлогодней экспедиции попадание ровно в ту самую точку, в то самое время, где завязывался сюжет, ставший нынче одним из главных для северян и самым болевым, – вокруг полигона на Шиесе.

Знак – это хороший повод задуматься о символах. Я шёл на митинг и думал: «Где-то на берегу Вычегды возле храма в заброшенном селе Цилиба шесть веков лежат мощи преподобного Димитрия, одного из ближайших учеников Стефана Пермского. И буквально в нескольких километрах в этой же самой земле кому-то пришла мысль устроить крупнейшую свалку в Европе. Выделили под это миллиарды рублей, при освоении которых можно и себя в обиде не оставить… ну и начали строить, не имея на это никаких законных оснований. Ну то есть где Москва, а где какая-то там Нижняя Вычегда, болотистый край. Что, там люди живут? Переживут…»

Понимают ли те, кто принимал это решение, что святость – это не просто благорастворение воздухов, что она имеет силу? Что святые – это проводники того самого огромного воинства предков, которое выходит на помощь нам в минуту скорби и опасности? Их сила входит в души наших современников, простых людей, до последнего готовых отстаивать свою землю. Порой кажется, что у чиновников и бизнесменов, затеявших эту грязную историю, просто нет органа, которым бы они могли воспринимать святость.

Но вряд ли задумываются о святости и большинство самоотверженных экологов, защищающих землю от непрошеных отравителей. Хотя… Ведь одним из первых действий урдомских борцов со свалкой стала установка Обетного креста около Шиеса. Да, ни один священник не решился тогда поддержать православных, не дал благословения и местный архиерей – что ж, Бог им судья. Но я верю, что Господь благословил их.

В начале июня пришло радостное сообщение: наконец-то к несущим экологическую вахту на Шиесе приехал священник – отец Евгений Соколов из Архангельска (интервью с ним мы публиковали в № 627 в январе 2011 г.). Он пишет на своей страничке «ВКонтакте»: «Третий день продолжается наша с отцом Виталием миссионерская поездка на Шиес, за это время нам, кажется, удалось найти главную проблему: среди людей, которые здесь присутствуют и ежедневно приезжают… знания о Православии настолько слабенькие и настолько сильно взаимное недоверие, что приходится всё время отдавать на катехизаторские беседы. Каждый день мы беседуем по 6-8 часов, говорим о духовных законах, правилах, о смысле жизни. Слава Богу, это воспринимается…»

Между прочим, о. Евгений опубликовал в сети очень важный и глубокий текст: «О многострадальной Архангельской земле замолвите слово» – найдите его и прочитайте. После его прочтения видишь такую символическую картину нашего ближайшего будущего: встречаются на станции в Шиесе два поезда – с Севера идёт состав с лесом и нефтью, а встречный из Москвы везёт гниющий мусор в рулонах… Обмен, так сказать. «Не слышат наши власть предержащие голоса простого народа, не видят его боль за родную землю, – пишет батюшка. – Нет, просить, взывать к совести и элементарной порядочности этих людей совершенно бесполезно. Есть огромная область с великими терпеливыми людьми… а значит, можно все проблемы нашего преступно-безграмотного управления переложить на их плечи. Потерпят!!! Не в первый раз!»

* * *

Но нет, уже не хотят терпеть!

Вот я на митинге. Перед этим прошёл через главную площадь города, носящую имя Стефана Пермского. Она практически пуста, только со сцены надрывается в микрофон массовик-затейник. Как это водится, здесь устроили «альтернативные» мероприятия. По городу развешаны красочные объявления: неслыханное дело – горожанам в магазинах затак раздаются мороженки и квас, бесплатные батуты, скалодром… В общем, ешь, пей, веселись! Только молчи!

…В Мичуринском парке настоящее столпотворение, навскидку – тысяч 6-7. Такого точно не было с начала 1990-х. Звучат слова о том, что «хоронить» мусор – неправильно, что нужно его перерабатывать. Над толпой колышутся флаги КПРФ, поэтому неудивительно, что через некоторое время люди присоединяются к проклятьям в адрес руководства региона и страны. «Позор чёрным людям!» – скандируют собравшиеся. И это тоже символично: люди в чёрном – сотрудники частного охранного предприятия, избивающие экологических активистов, но это и цвет формы полицейских – они равнодушно взирают на творящееся беззаконие на Шиесе, а в последнее время и активно подключаются к «прессованию» активистов. Но этого, похоже, недостаточно властям – в район введены подразделения Национальной гвардии. С кем воевать собрались, милые? Ведь наша брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего…

Да, это молчание вокруг драмы Шиеса и есть самый печальный, как мне видится, символ всей этой истории. Наш Бог – Слово. И христианство – это религия Слова, именно оно наше главное оружие против лукавого. Активисты пишут обращение к котласскому архиерею с просьбой не благословения, а хотя бы разъяснения церковной позиции по свалке. Но ответа нет. Вместо того чтобы помочь в муках нарождающемуся гражданскому обществу, священноначалие опять оказывается рядом с властью. Причём той самой, которая, подобно архангельскому губернатору Орлову, считает защитников природы «шелупонью» и готова за несколько московских миллиардов продать хоть мать родную. А ведь и Президент уже высказался в том смысле, что по вопросу мусорного полигона непременно должен быть диалог с людьми.

Хотя, право же, задумаешься, что и молчание, возможно, это не самое плохое… Ещё продолжались выступления экологов на митинге, а на страничке Сыктывкарского архиерея в соцсети выходит вот это: «Наше неспокойное время изобилует митингами и одиночными стояниями… Грешно участвовать в таких мероприятиях… ведь их [выступающих] речь часто противозаконна, преступна, нецензурна и цинична и зачастую подлежит привлечению к административной и уголовной ответственности… Полагаю, что власти… накажут виновных, призывающих к неповиновению». По части «уголовной ответственности» особенно печально, когда звучит это от имени Церкви, которая бы должна быть ходатаем даже за оступившихся, не говорю уж о тех, чью деятельность даже суд не признал «противозаконной».

…В общем, тема Шиеса обросла за последний год таким количеством смыслов, что, по-видимому, нам придётся к теме вернуться. Да ещё и не раз.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *