КОГДА НАЧИНАЕТСЯ СТАРОСТЬ

22.10.2018

Полагаю, мало кто сомневался, что это случится. Закон о повышении пенсионного возраста, вызвавший столько недовольства, таки подписан Президентом 3 октября. Точка.

Ну то есть мужичкам в Коми ещё повезло: при средней продолжительности жизни здесь в 63,5 года на северную пенсию они поживут три с половиной. А вот вологодским повезло меньше: им придётся помереть на работе, за полгода до наступления пенсии (средняя продолжительность жизни мужчин здесь 64,4 года). Но, как заявил Президент, «есть все возможности для того, чтобы к 2025 году увеличить продолжительность жизни в России до 76 лет». Так что давайте поговорим о том, как не «доживать», а проживать наш «третий возраст».

Попробуйте ответить для себя на вопрос: когда начинается старость? Сложно! Потому что для пятнадцатилетних школьников старыми казались 30-летние, в сорок лет старость мы отодвигали за 60, ну а в 60 – ещё на двадцать… Учёные выяснили: почти треть россиян начало старости отнесли к возрасту от 50 до 59 лет; столько же считают, что старость наступает на седьмом десятке. Сложив и поделив, социологи назвали возрастом начала старости 63 года…

Но на то она и социология, что имеет дело не с человеком, а с массами. На самом деле каждый из нас, пожив, понимает, что старость – это не количество лет. Для кого-то главный признак старости – это одиночество, когда уходят в иной мир родные и друзья. Кто-то вспомнит о здоровье, а кто-то – про возраст мудрости житейской и ухода страстей, хотя в ответ ему с иронией заметят, что одна страсть всё же остаётся – скупость, которая порой заменит все прочие, не требуя сил или здоровья…

Этой осенью впервые в жизни я отправился в санаторий. Поехал туда, сопровождая 79-летнюю маму. Обычный санаторий, где день пребывания обходится в две тысячи рублей. Уйма любезного персонала, процедурами занят каждый день до обеда: массажи, ванны, грязи. Плюс к тому трёхразовое питание.

Удивило, что вот так сопровождал инвалида-колясочника только я один. Что, не желают пожилые родители подлечиться-отдохнуть? Или детям трудно выделить десять дней на то, чтобы побыть рядом? Не поверю.

Впрочем, сам-то я что? Да, живём мы с мамой далеко друг от друга, но почему прежде даже в голову не приходило, что можно вот так провести с ней часть отпуска? И сколько же трогательных слов благодарности от неё я услышал – каждое моё движение помочь вызывало отклик, ведь пожилые люди очень чутки к знакам внимания.

В обществе закрепилось мнение, что если пенсионер, то это дачный участок, телевизор, кухня. А между тем главная радость для пожилого человека, согласно тому же социологическому опросу, это общение (87%). Санаторий, дом отдыха – расширение круга общения прежде всего. Но самое важное общение любого пожилого человека – семейное.

Радуясь и страдая за внуков, старики делаются моложе. «Как мы можем чувствовать себя выбывшими из игры, если они играют в неё вместо нас!» – писал Андре Моруа. Ещё он высказал замечательную мысль: «Старых людей не бросают, потому что в мире, где долгое время не было перемен, опыт приобретает особую ценность». Это важно: именно в стабильном обществе стариков ценят, а в годы социальных потрясений о них забывают.

Поскольку проблема пенсионеров вышла на первый план, в правительстве обсуждается тема домов престарелых – а их в России 702, с 85 тысячами проживающих. Повод для перемен – 70% коечного фонда имеет износ более чем наполовину, свободных мест не хватает. Параллельно возобновляется старая дискуссия: нормально ли это – сдавать туда родителей? Мнения резко разделились.

Бывший министр и нынешний глава Сбербанка Герман Греф, глас российских либералов, представляя свою программу строительства коммерческих домов для престарелых, заявил: «Во всём мире считается, что отдать в дом для пожилых людей своего родителя – достойно, потому что это высококлассные учреждения, в которых людям предоставляют высочайший уровень обслуживания, реализации их интересов, возможностей общения, первичной медицинской помощи».

Да, отношения Сбербанка с реальной жизнью непростые. Он, например, подсчитал, что средний доход работающего пенсионера – 46 тыс. рублей. Тут без комментариев.

Но в вопросе о домах престарелых его точка зрения имеет поддержку: «“Человек должен жить в семье”. Всё правильно. Но если речь идёт о сильно пожилом человеке, то и семья должна быть патриархальная, где женщины готовы в дневное время за ним присмотреть. А поскольку таких семей практически не осталось, то и предложение Грефа достойно обсуждения».

Но есть резко противоположное мнение: «Дома престарелых, равно как и детские дома, создаёт безбожие». И в Семейном кодексе говорится, что взрослые дети «обязаны содержать нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей». Но ведь заботиться можно по-разному. Для некоторых стариков жизнь там – настоящее избавление: дома их попрекали куском хлеба, а тут они ощутили заботу.

В целом преобладающее мнение таково: старикам лучше жить в семье. Сначала родители ухаживают за тобой, а потом наступает твоя очередь ухаживать за родителями. Но. Если семья есть. Если дети могут. Если сами старики желают. И этих «если» немало.

Кто-то не без резона предлагает другой путь: «Для стариков нужны не дома престарелых – им нужен уход, который можно организовать на дому, благо имеются социальные службы. Надо именно туда деньги направлять!» Сегодня затраты государства на дома престарелых – 60 млрд рублей в год. Что если хотя бы часть этих денег перенаправить на поддержку пожилых людей в семьях? Зампредседателя комитета Госдумы по охране здоровья Леонид Огуль высказал идею закрепить за каждым пенсионером терапевта, так же как он сейчас закреплён за младенцем.

Не соглашусь с тем, что дома престарелых «от безбожия». Недаром же их называли в былые времена богадельнями. Наверно, тут нужно пройти «царским», срединным путём. Время покажет, примет ли его наше общество. Но вот что для меня стало ясно: сама эта дискуссия – хороший показатель того, является ли наше общество христианским. Не по степени воцерковлённости, а по своей глубинной сути. Не нужны великие подвиги аскезы, когда престарелые родители рядом. Сумеешь создать для стариков полноценную жизнь – вот тебе и подвиг. Тут нужны не только время, средства и физическая сила, а и духовные усилия: жертвенность, умение смолчать и быть щедрым… Всё это – великая школа настоящего христианства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *