Белыми ночами

Почему мост? Всё просто. С одной стороны Менахем Бегин работал во время заключения в Печоре именно на его строительстве. С другой стороны мост — это такой универсальный символ. Жизнь, как мост от рождения к смерти. Судьба, как стоящая на «быках» конструкция, которую мы сами возводим в отведенные нам Богом годы. И не поймёшь, то ли от нас зависит, закончим мы ее, или нет, то ли не совсем от нас — и тогда последние пролёты могут так и повиснуть над водами… Несомненно, в своей жизни Менахему Бегину мост завершить удалось.

В общем, МОСТ.bridge1

На фотографиях 1, 2 и 3 вы видите его в разных ракурсах (фото Е. Саяпина). Построенный в годы войны, он практически не изменился внешне. Только появились сверху металлические конструкции, по которым проложены высоковольтные линии передач с Печорской ГРЭС в сторону «большой земли». Несомненно, в нем есть мощь и красота.

                  1                                  2                                   3

На фотографиях 4 и 5 — первые наброски по обложке. Как видите, мысль работает совершенно традиционно. Вариант на фотографии 5 можно бы принять за основу… Но чего-то в нем не хватает. И здесь мы с художником Алексеем Поповым решаемся на рискованный шаг — сделать распашную обложку на магните. Опасения касаются не столько нас — нам приходилось делать разные по сложности задания, — сколько Кировской областной типографии, с которой заключен договор. Такую продукцию, да еще в ужасно короткие сроки им делать не приходилось (но они с честью справились!)

                              4                                                      5

Задача осложнялась тем, что заказчик (Министерство экономики республики) поставил Издательству условие: каким-то образом в книге прошлое должно быть связано с настоящим. То есть мемуары Бегина (которые сопряжены с республикой Коми только в своей небольшой части) должны как бы выводить на современность — ибо книга издается в рамках программы развития мемориального туризма в РК. Отсюда, кстати, эта несколько странная надпись на обложке: «Фотоальбом. Воспоминания о Печорлаге» — таково условие контракта.

То есть нужно еще оформительскими методами было провести идею о том, что жизнь продолжается, и труд тех людей, которые в нечеловеческих условиях работали на стройках ГУЛага, не пошел прахом — теперь всё, созданное ими, служит людям. Печорцы, благодаря труду заключенных, живут в красивом городе на благоустроенной земле, и помнят кем построен город, мост, предприятия… Может быть, это слабое утешение для родственников тех, кто погиб в лагерях, но всё же…

На рисунках 6 и 7 Алексей Попов пытается выстроить 3D конструкцию на обложке в специальной компьютерной программе.

                              6                                                     7

Обложка уже начинает вырисовываться. Штриховой рисунок (рис. 8) приспосабливается к сложной форме обложки. Не совсем ясно, что поместить в правом нижнем углу. Возникает идея поместить туда строчки из бумаг ГУЛага — анкет и протоколов — сухие слова, которыми была как бы вымощена дорога заключенных в северные лагеря.

8

Пропускаем несколько рабочих рисунков, и на рисунке 9 возникает предпоследний вариант обложки. Алексей удивительно точно, с первого раза «попал в цвет», и теперь осталось только решить, где будет корешок. Каких-то стандартов тут нет, поэтому придумываем сами…

9

Окончательный вариант обложки. Выбираем какие детали моста будут оттиснуты фольгой, где будет заголовок… Но это уже, как говорится, дело техники.

10

Понятное дело, что обложка — это только часть работы. Далее было предложение Алексея сделать распашной титул (рис. 11), и даже распашной с выносом (рис.12). Но от этого решили отказаться, чтоб не усложнять (и не удорожать сверх меры) изготовление книги. Титул сделали обычный (рис. 13), а оглавление вынесли на второй форзац.

                 11                                       12                               13

Художник предложил несколько вариантов оформления форзацев. Мы выбрали более соответствующий настроению Севера, Печоре, общей цветовой гамме обложки — синий цвет. Можно было конечно, для контраста выбрать яркий… Но судите сами, ошиблись мы или нет. 

Вот так мы работали над оформлением книги «Белыми ночами». Скажу честно, работать было интересно. Именно потому, что задачу себе поставили сложную — полностью сделать такую книгу за два месяца. Если кому любопытно, сколько за всё это заплатили нашей команде, включая абсолютно всю работу и изобразительный материал, пожалуйста: 50 тыс рублей, притом все налоги мы перечислили сами:) Особая благодарность Виктору Федосееву, предоставившему часть снимков для вкладок книги безвозмездно.

А отзывы читателей, в том числе дочери М. Бегина Хасии Мило, в том числе членов правительственной делегации из Израиля, во время приезда которой состоялась презентация книги, были исключительно положительными. Это приятно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *