ОПАСНОСТИ НАШИХ ДЕТЕЙ

21.01.2019

Один из памятных эпизодов моего детства – это как я однажды едва не попал под машину. Случилось это зимой в первых классах школы, в начале 1970-х. С улицы Пугачёва на окраине города Кирова тогда снег почему-то не вывозили, а сгребали в огромные кучи, которые так и не таяли до весны. И вот однажды я решил прокатиться на санках с такой снежной горы. Съехал – и бац! – вынесло меня через тротуар на проезжую часть, а там прямо на меня грузовик прёт. Я зажмурился, а когда открыл глаза, то увидел, что нахожусь между передними колёсами автомобиля, который успел невероятным образом затормозить в последний момент. А рядом стоит шофёр и кричит на меня – но о чём, я от испуга не понимал. Он схватил меня за шиворот и выволок из-под машины.

Потом, вспоминая этот случай, я недоумевал: какой-нибудь взрослый дядя, упав, обязательно себе что-нибудь сломает там, где мальчишка отделается парой синяков. Конечно, тогда я ни о каких ангелах-хранителях не слыхивал, полагал, что дело в большей гуттаперчивости детских костей или чём-то в этом роде.

А ещё, помню, мы ходили по досочке на высоте четвёртого этажа, не боясь, что нога соскользнёт, взрывали карбид, прыгали с гаражей… Недавно задумался я вот о чём: хотя подобных рисковых событий в моей детской жизни было немало, ни об одном из этих «ужасов» мои родители не узнали. «К чему пугать родителей? – считал я. – Будут бояться и в следующий раз гулять не отпустят». Да и как могли мне помочь родители? Своими увещаниями быть осторожней? Или ремнём по заднице? Ну, страх бы появился, возможно, перед ремнём, но никак не перед новыми приключениями.

Страх пришёл, когда я сам стал родителем, – за своих детей. Сейчас они вроде бы уже выросли, спичками не балуются, но тут другие напасти, которые нам в младые годы и не снились. Узнал недавно я историю, от которой мне сделалось по-настоящему жутко. Вот что рассказала одна обеспокоенная мама:

– Ребёнок мой, 18 лет, решил устроиться на работу. И рассказывает она мне, что уже есть у неё предложения, можно приступать: «Вот ты говорила, это сложно, а я уже себе нашла прямо в Интернете. И уже списалась, и зовут на большие деньжищи». Слово за слово, я ей говорю: «Не хочешь рассказывать, не надо, но если предлагают посылки возить за большие деньги – ни в коем случае, потому что это наркота. Происходят ужасные случаи. Двух студентов 19 лет наняли за 600 долларов каждого отвезти сумки из СПб в Москву на поезде. Родителям они не сказали, решили их сразу поразить крутыми заработками и самостоятельностью. И прямо в Москве их взяли с особо крупной партией. По 15 лет дали парням из хороших семей. И родители ничего не могут сделать, хотя уже у всех в ногах валялись. Жизнь закончилась».

И тут мне ребёнок говорит: «Ой, и правда, мне тоже курьером посылки возить предложили… Я сначала думала, что они в фотографы нанимают, там что-то про фотографии было… Я им резюме отправила». Говорю: «Ну-ка, покажи». Показывает. И скрины прислала. А там – в одном месте нычку забираешь, в другом прячешь, фото отсылаешь… У меня волосы дыбом встали. Говорю: «Ты о чём думала?» – «Не знаю. Ни о чём. Думала, что хорошо заработаю». – «А почему мне не рассказала?» – «А чего рассказывать? Думала, заработаю и тогда расскажу».

«Уважаемые родители! – обращается потрясённая мамочка ко всем родителям. – Расскажите детям, что их подстерегает реальная опасность быть нанятыми в наркокурьеры. Для нас они маленькие и наивные, а для Закона – они достаточно большие. А адские мрази в сети прекрасно понимают, как наши тинейджеры психологически устроены. Детям хочется нам доказать, что они уже взрослые. И тут такая крутая возможность! Для нас наши дети – свет в окне, а для мразей – просто одноразовый материал».

Кто-то скажет про инфантилизм современных детей. Вспомнив, что отцы с 18 лет у станков стояли. Наши же дети и в 20 такие, какими мы были в 14, – ни житейского опыта, ни ответственности… Но мне вспомнилась тут такая подростковая игра – геокешинг. Что-то вроде советской «Зарницы», только на современный лад – одни участники игры закладывают тайники, а другие с помощью спутниковой навигации их находят. И вот эти слуги сатаны ловко мимикрируют под неё, ведь имитация – любимое занятие дьявола! А современная молодёжь не то что мошенника не различит, но даже толком компьютерную игру от реальной жизни не может отделить.

Нам, взрослым, самим опыта не хватает, чтоб распознать истинную опасность информационного мира. Две трети взрослых основную опасность сетей видят в негативном влиянии Интернета на зрение и осанку. Ну, может, слышали о компьютерной зависимости от игр. Но такого слова как «кибербуллинг» (травля в Интернете) не слыхали. А есть ещё «онлайн-грумминг» (попытка втереться в доверие ребёнка, чтобы в дальнейшем его использовать), «секстинг» (выманивание у детей фотографий интимного содержания)… Слова нерусские, одно противнее другого, словно из подземелья какого-то.

Вспоминается притча о подвижниках первых времён и нынешних. Современным, чтобы спастись, уже не требуется совершать таких подвигов, как первохристианам, – Господь вменит за праведность сохранение души среди таких искушений, каких во времена оные просто не было.

Ещё полвека назад угрозы детям были прежде всего физические. С появлением сетей, мегаполисов, сект, наркотиков, имущественного расслоения главные проблемы перешли в сферу духовную. Прежде можно было бороться запретами, принятием юридических норм, контролем. Оно, собственно, и теперь то же, даже сильнее гайки закручивают. Вот только эффекта это не даёт.

Да, ограничения на Интернет нужны, как бы ни сопротивлялись этому дети. Объяснять детям, что в сети никогда нельзя быть уверенным, что человек – тот, за кого он себя выдаёт, и основное правило – относиться к Интернету как к реальному миру: готов ли ты запускать в свою комнату всех подряд? Этому правилу, по правде, следовало бы давно научить их по отношению к телевизору…

Но важнее другое. В нашем сложном мире, где самые страшные опасности духовные, и способы борьбы с ними нужны соответствующие – духовные. С любовью разговаривать с детьми, объяснять им сложности окружающего мира, даже если после работы нет времени и сил. Но нужен и другого рода разговор о детях – со Христом, то есть молитва. Ведь это Он – наш главный Спаситель в духовном мире. По большому счёту, только Ему мы и можем доверить своих детей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *