СВАЛКА

19.11.2018

Во втором ноябрьском выпуске газеты (№ 816) мы публикуем очередной отчёт о летней редакционной экспедиции – на сей раз из села Суходол, что на Нижней Вычегде. В середине августа село наполнилось слухами о начавшемся неподалёку, возле железнодорожной станции Шиес, строительстве гигантской свалки. В глубоких траншеях будут зарыты миллионы тонн московских бытовых отходов. Проекта нет, экспертизы не проведены, разрешения не выданы, но работы идут вовсю – на селе шила в мешке не утаишь. Власть молчит, как партизан на допросе. Местные жители выступают против.

Итак, в 95 километрах от Сыктывкара, в 140 от Котласа, в 1237 километрах от столицы прямо возле магистрали Москва–Воркута на заболоченной территории предполагается устроить мусорный полигон. Площадь – ок. 5 тысяч гектаров. Для понимания: до сих пор площадь самого большого мусорного полигона в стране составляет ок. 1,8 тыс. га. Ежедневно железнодорожными составами будут привозить закатанные в полиэтилен 2-тонные бурты мусора. А далее – вминать брикеты гниющего мусора в болото, которое, по рассказам местных жителей, даже гробы с покойниками выталкивает на поверхность (именно поэтому в Шиесе не было своего кладбища) и кислотность которого такова, что «съедается» асфальт, – это надо додуматься! «Что же будет с грунтовыми водами, которые питают Вычегду и соседнюю Урдому?! А если в засушливый год торфяники вспыхнут?» – спрашивают жители.

И начинают собирать подписи, составлять петиции, организовывать митинги, привлекать экологов. 15 ноября активисты Светлана Бабенко и Татьяна Соколовская из инициативных групп «Чистая Урдома» и «Чистый Яренск» приезжали в Сыктывкар искать союзников в борьбе со скандальной свалкой. Я участвовал в этом собрании активистов. Сказал о том, что в двух десятках километров от будущей свалки находится святое для любого православного, а особенно для коми человека место: в Цилибе под спудом хранятся мощи первого святого зырянина, ученика Стефана Пермского преподобного Димитрия. Рядом протекают чистейшие речка Вожемка и ручей Шонашор – они будут отравлены.

Светлана рассказала о том, как они в начале октября устанавливали Поклонный крест на месте заброшенного посёлка – в память о живших здесь людях и «чтобы показать, что эта святая земля наша». Уже получили разрешение на установку – и вдруг накануне инициативной группе вручили предупреждение: полиция посчитала установку креста политическим шествием, подпадающим под статью «О противодействии экстремистской деятельности»(!). Крест устанавливали как во времена оные – процессию сопровождали трое стражников-центурионов из числа местной полиции.

Вот ещё о реакции людей. В ближайшем к свалке посёлке Мадмас (на территории Коми) автомобили, возящие землю на строительство полигона под запрещающий знак, вдребезги разнесли поселковую дорогу. Люди возмущались, писали властям, перегораживали дорогу живой цепью, но им только грозили кутузкой. Тогда кто-то стал разбрасывать на дороге металлические «ежи», пробивающие насквозь шины грузовиков. Только после этого с жителями Мадмаса вступили в переговоры. Из последних «партизанских сводок»: сожжены два трактора, незаконно устанавливавших опоры ЛЭП от Урдомы к Шиесу…

А что же власти? «Низовой» уровень – депутаты Коряжмы, Котласа, Сольвычегодска – обратились к губернатору с протестом. Их проигнорировали. Областные чиновники, как это обычно бывает, начали с игры в молчанку: не знаем, не слышали. Потом, как рассказывал местный депутат Игорь Ярошенко, началось «враньё на уровне детского сада, когда зампред областного правительства Евгений Фоменко говорит, что правительство области ничего не знает о стройке, а через несколько минут уже рассказывает, как выбирался этот участок». Затем в бой вступила пропаганда. Ладно бы свои чудесные отходы рекламировали только московские пиарщики, которым щедро платит правительство столицы. Но вот и областная «Правда Севера», ещё в сентябре пытавшаяся по-журналистски расследовать ситуацию, уже в октябре бодренько рапортует: «Экотехнопарк “Шиес” открывает новые возможности!»

Словечко-то какое – «экотехнопарк»! Можно подумать, высокотехнологичное предприятие по переработке или хотя бы по утилизации отходов. Ничуть не бывало! Закопают гниющий мусор, а через 30 лет его гарантийного хранения людям что, убегать из родных мест? Тем не менее областные власти признали свалку «приоритетным инвестиционным проектом». «Инвестиции» – ещё одно любимое словцо властей! На самом деле губернатору Игорю Орлову (кстати, не коренному помору, а приезжему из Калининграда) предложено втихаря «торгануть» матерью-землёй. Москва элементарно покупает, в общем-то, бедный регион: мы вам мусор, но вместе с ним и деньги: 10 млрд в обустройство полигонов и ещё шесть млрд – бонус региону. Кстати, подобных свалок в Архангельской области предполагается четыре. «Инновационность» их только в невиданном по бесцеремонности нарушении всех возможных юридических и экологических норм, наконец, элементарной этики в отношении к местным жителям.

В моей журналистской биографии есть один сюжет, связанный с экологией. В середине 1980-х я работал в «Молодёжи Севера». Тогда на огромных болотах Усинского комплексного заказника близ Печоры – 139 тыс. гектаров! – нефтяники решили пробурить несколько скважин. Установили вышки – нагадили, конечно. Под угрозой оказались краснокнижные орлан-белохвост и лебедь-кликун, огромные запасы чистой воды в 860 озёрах… Экологи возмутились. Выступили общественные организации и СМИ. В обкоме КПСС мне угрожали, но честно заявили: стране нужна нефть, бурение и взрывы будут продолжены. Как бы не так! В конце концов даже связка партийных бонз и богатых нефтяников не смогла проигнорировать закон о заказнике – они отступили. Советская власть делала свои дела, но прислушивалась к профессионалам и Север по-своему любила – теперь я это понимаю.

Нынешняя власть поступает просто: ради устройства свалок архангельские областные депутаты принимают новый закон, лишающий местное самоуправление права распоряжаться своей землёй. Ну не цинизм ли – назвать проект «Очистим Русский Север от мусора»?! Малообразованные и безответственные, они, подобно колониальной администрации, пресмыкаются перед начальством метрополии. А протестующих губернатор Орлов скопом записал в «политические спекулянты» – это и есть его уровень понимания происходящего.

Какое всё это имеет отношение к православным? Напомню: пять лет назад на Архиерейском Соборе прозвучало: «Русская Православная Церковь считает своим долгом участвовать в обсуждении вопросов экологии, а также трудиться на этом поприще в соработничестве со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды… Священнослужители и миряне призываются к активной деятельности, направленной на защиту окружающей среды. Церковь оставляет за собой право давать критическую оценку действиям государственных властей… которые могут иметь негативное воздействие на природу, а через это – на здоровье и жизнь человека».

Тут и добавить нечего. Это ли не слова, прямо обращённые к нам?!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *