Очерк из книги Анны Малыхиной «Солнцеликая Сандра»

Страницы: 1 2 3

Много лет назад, еще в детстве, я впервые прочитала стихи Куратова. Особенно мне почему-то понравились строки о девушке Сандре.

«Сердце радующая!
Светлое солнце!
Грей и оживляй все,
Что есть под небом!
Прекрасная девица!»

— обращался к ней поэт в одном из своих стихотворений. Спустя десятилетия, работая в Национальном архиве нашей республики, я случайно наткнулась на документ, который неожиданно напомнил о «солнцеликой Сандре». На первый взгляд это была обыкновенная объяснительная записка. Но стоило вчитаться, как стало ясно, что передо мной не казенная бумага, а своего рода исповедь человека о своей многотрудной жизни.

Принадлежала эта объяснительная священнику Зеленецкой Богоявленской церкви Иоанну Попову. В 1859 году Иоанн Попов получил указание сложить с себя обязанности священника по ложному навету. С таким положением дел он не захотел смириться и начал ходатайствовать о себе перед священнослужителями Усть-Сысольского уезда А. Щетининым и П. Соколовым, назначенными следователями по его делу. Для них отец Иоанн и написал свое пространное объяснение.

Фамилия Поповы среди церковнослужителей очень распространенная, и вначале я даже не могла предположить, что зеленецкий священник Иоанн Попов доводится возлюбленной первого коми поэта отцом. Позже из клировых ведомостей узнала, что он являлся сыном дьячка Петра Ефимова Попова из Корткероса, а поэтому к его основной фамилии прибавлялось Корткеросский. Родился Иоанн Попов в 1820 году. В 1842 году окончил Вологодскую Духовную семинарию, в 1844 году был рукоположен во священника. Жена его Елена тоже из духовного сословия — ее отец, Алексей Казаринов, служил протоиереем в Усть-Сысольском Троицком соборе. Замуж ее выдали рано: девушке едва успело исполниться 18 лет. Из тех же клировых ведомостей явствовало, что Елена Алексеевна была женщиной грамотной.

Очутившись в Зеленце, помимо чисто церковных обязанностей, Иоанн Попов стал преподавать в церковноприходской школе, до самой смерти оставался катехизатором. Ему неоднократно поручали вести следственные дела о противозаконных действиях уездного духовенства. В семье священника в 1848 году и родилась дочь Александра.

О других фактах семейной жизни Поповых рассказывается в упоминавшейся уже объяснительной записке. Вот как, к примеру, описывает священник свое трагическое положение после смерти жены: «В 1856 году июня 25 числа Промыслу Божию угодно было лишить меня моей жены и оставить мне на попечение и воспитание трех малолетних детей. Положение жестокое, ибо открылось расстройство везде и во всем, — переворот в жизни необыкновенный, ибо сердце мое получило такую глубокую рану, что оставила меня и сила моя. Вопрос: кто займется с моими детьми — 7-летнею и 6-летнею дочерями и годовалым сыном, кто им преподаст правильные уроки для быта — в обществе вообще и в собственном доме в частности? Нашлось, впрочем, сердобольное лицо — это моя те тушка, вдовая и не имеющая никакого семейства женщина, она хотя темная, однако своею обязательностью была истая хозяйка в моем бедном доме, и бескорыстная, и добрая, и здравомыслящая… С ней, по крайней мере, положение мое было несколько сноснее, но оно продлилось не более года, ибо по прошествии его умерла и она, опять удар! Многочастые и многообразные дела, требующие моих дневных и ночных отлучек из дома, ставили меня в необходимость иметь особу, которая бы постоянно стояла на страже дома и постоянно следила за состоянием детей. Здесь сжалился надо мной тесть мой — усть-сысольский протоиерей Казаринов, он отпустил ко мне свою хозяйку, пожилую дочь… И это выгодное для меня положение продолжалось также не более года, ибо и она по истечении того времени отошла в другой мир, еще вдобавок к скорбям!.. Была взята еще мною хозяйка — тоже свояченица, она вдовая и имела свое бедствующее семейство… но распоряжения ее по хозяйству в доме моем, так как ее тяготило семейство, принудили расстаться с нею в непродолжительном времени, и скорбь время от времени росла на душе…»

Страницы: 1 2 3